Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №67 «Ивушка»

Адрес142103, Российская Федерация, Московская область, Городской округ Подольск, г.Подольск, Ул.Подольская, д.6а

Контакты администрации 8(496)7636755 sad-67ivushka@mail.ru

Развивающая предметно-развивающая среда МДОУ

          Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития».(С. Л. Новоселова) 
          Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.
         Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. 
          Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций. 
Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п. ; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу. 
Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты. 
          Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта. 
          Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них. 
В последнее время используется принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно- развивающей среды групп и детского сада в целом, способствующий формированию единой предметно- пространственной среды. 
            Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько предметно- развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред. При этом очень важно, чтобы предметы и игрушки, которыми будет манипулировать и действовать ребенок, на первом этапе освоения данной среды были не просто объектами его внимания, а средством общения со взрослыми. Для этого все предметные действия детей и их пространственно-временные «переживания» обязательно сопровождаются речевым комментарием (например: «Я залезаю под стол, я лезу на стул и т. п.) Как принято в практике отечественного образования, педагоги могут использовать несколько основных методических приемов обыгрывания среды, которые имеют прямой развивающий и обучающий эффект:
- показ предмета и его называние;
- показ действий с предметами и их называние;
- предоставление ребенку свободы выбора действий и экспериментирование.

Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:

1.Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. 
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка. 
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей. 
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми. 
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности. 
6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы. 
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами. 
8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности. 
9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. 
          Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. 
          Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда. 
Интеграция образовательных областей в процессе организации комплексной предметно-развивающей и игровой среды детского сада.

          Развивающая предметно-пространственная среда —  часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарём для развития детей дошкольноговозраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления  их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

          На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) возникла необходимость  обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а также выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе.

         Продукция ПМК ДО «Мозаичный ПАРК», включающая методическое обеспечение, детскую развивающую продукцию и оборудование, игры, игрушки и игровые материалы, даёт возможность достижения качества дошкольного образования в соответствии с современными требованиями. Благодаря особой игровой форме изданий, пособий, развивающих материалов комплекса «Мозаичный ПАРК» каждый ребёнок постепенно, как мозаику, составляет целостную картину мира — полную ярких впечатлений, красок, новых знаний.

          Предметно-пространственная среда ПМК ДО «Мозаичный ПАРК» поможет педагогам эффективно реализовать содержание программы «Мозаика» и обогатит пространство детского сада современными игрушками и оборудованием.

         Игровое оборудование ПМК «Мозаичный ПАРК» представлено в виде игровых комплектов и наборов для организации различных видов деятельности с детьми всех возрастных групп. Каждый комплект объединяет несколько игровых пособий, имеющих одинаковую развивающую функцию.

         Игровое оборудование ПМК «Мозаичный ПАРК» отличает:

  •   высокое качество и безопасность игровой продукции;
  • развивающий потенциал игровых действий игрушек и  игровых материалов;
  • привлекательность материалов, задающих мотивационную основу игры и стимулирующих активность детей (игровую, познавательно-исследовательскую, творческую,  двигательную);
  • возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых;
  • эмоциональный комфорт и возможность самовыражения детей.

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ СОЗДАНИЯ  
ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ включает:

  • Оборудование для игровой деятельности;
  •  Оборудование для познавательно-исследовательской деятельности;
  •  Оборудование для продуктивной деятельности;
  •  Оборудование для двигательной активности;
  •   Мультимедийные устройства.

          Игровое оборудование ПМК «Мозаичный ПАРК» представлено в виде игровых комплектов и наборов для организации различных видов деятельности с детьми всех возрастных групп. Каждый комплект объединяет несколько игровых пособий, имеющих одинаковую развивающую функцию. Особенность игр состоит в том, что в каждой игрушке  существует большой игровой потенциал, раскрыть который может творчество педагога и фантазия ребенка.

 

Мы используем файлы cookies, которые сохраняются на вашем компьютере. Нажимая ОК, вы подтверждаете то, что вы проинформированы об использовании cookies на этом сайте. Подробнее о файлах cookie