Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №67 «Ивушка»

Адрес142103, Российская Федерация, Московская область, Городской округ Подольск, г.Подольск, Ул.Подольская, д.6а

Контакты администрации 8(496)7636755 sad-67ivushka@mail.ru

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Академия занимательной науки" (астрономия)

 

 Programma.jpg

Пояснительная записка.

Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребёнка. Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительного образования в дошкольном учреждении, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей. Развитие творческой активности, интеллектуальной ловкости каждого ребёнка представляется главной задачей современного дополнительного образования.

В последние годы произошла незаметная революция: изменился социальный статус дошкольного детства. Оно по всем новым логикам становится важнейшим этапом государственного образования, не менее значимым, чем школьный этап. Сегодня требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования говорят нам о том, что образовательная деятельность в детском саду, должна быть направлена на обеспечение познавательного, физического, эмоционально-эстетического и социально-этического развития детей дошкольного возраста.                                                                                   

Вместе с тем, в соответствии с требованиями Стандарта, образовательная деятельность должна строиться таким образом, чтобы ребенок становился субъектом собственной активности, чтобы его целенаправленная и осознанная деятельность служила основным средством его собственного развития. Это подразумевает внедрение инновационных форм осуществления образовательного процесса, пересмотр отношений взрослый – ребенок.

Реализация новых требований подразумевает новый подход к образованию. Сегодня очень важно использовать в образовательной деятельности методы и средства, которые позволят каждому ребенку полноценно прожить все этапы дошкольного детства. 

В XXI в. космос стал неотъемлемой частью жизни не только взрослых, но и детей. Мы посчитали, что инновационность и новый подход к развитию и образованию дошкольников можно построить через познание астрономии. Ведь сегодня маленькие дети, не по годам умненькие, хотят получить ответы на интересующие их вопросы, не дожидаясь, когда станут школьниками. Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием наблюдают за различными природными явлениями. Следовательно, их легко заинтересовать простейшими астрономическими наблюдениями. Занятия астрономией не только доступны и интересны дошкольникам, но и полезны им, поскольку способствуют развитию любознательности и познавательных способностей малышей, внося тем самым существенный вклад в подготовку детей к учебе в школе и к выбору будущей профессии.

 Познание тайн Вселенной и приобщение к ним - источник постоянного и глубочайшего интеллектуального и эмоционального наслаждения, которого не должны лишать себя ни взрослые, ни дети. Уже давно стало известно, из-за чего происходят затмения Солнца и Луны, почему Луна меняет свой вид, появляются «падающие звезды» и кометы, как велика Вселенная, какое место в ней занимают наша Солнечная система и наша Галактика.  На наших глазах осуществляется многовековая мечта человечества – полеты в космос. Люди могут работать пока только в околоземном космическом пространстве, и лишь несколько человек летали на Луну. Людей в космосе опережают роботы. Именно такими, по сути, являются автоматизированные искусственные спутники Земли и автоматические межпланетные станции, которые уже сейчас успешно летают к близким и далеким планетам, астероидам и кометам.

Незаметно освоение космоса вошло в нашу жизнь, ведь без искусственных спутников Земли сейчас невозможно представить себе, например, современные теле- и радиовещание, метеорологию, навигацию и т.д. И, конечно, не случайно именно космические сюжеты положены в основу современных фантастических фильмов, мультфильмов и многих литературных произведений. Не случайно потому, что просто ничего не может быть интереснее. 

Особенностью дошкольного образования является личностно-ориентированный стиль общения с детьми, присущий гуманистической педагогике. Это тоже имеет прямое отношение к занятиям с дошкольниками астрономией, потому что только при таком подходе можно начать воспитывать у ребенка осознание того, что он является частью огромного окружающего его мира («сыном Солнца», «сыном Солнечной системы» и т.д.).  Ролевые игры способствуют познанию действительности и делают доступным ребенку понимание совсем не простых астрономических явлений и устройства таких систем небесных тел, как Земля, Луна и Солнечная система.

Занятия астрономией и космонавтикой с дошкольниками могут естественным образом включаться в развитие их познавательных способностей.

Актуальностью данной программы является увеличение  возможности личностного развития детей за счет расширения  образовательного пространства ребенка, исходя из его потребностей, интересов, учитывая социальный заказ родителей. Дополнительное образование позволяет гибко и эффективно реагировать на современные вызовы к способностям и возможностям человека. Они существенно расширяют спектр предоставляемых возможностей и обеспечиваемых результатов.  Следует отметить, что обеспечивается более тесная связь с практикой, имеются благоприятные возможности для приобретения социального опыта, разнообразия выбора (с правом на пробы и ошибки), установок на созидательную, продуктивную деятельность.

Астрономия занимает особое место в системе естественно - научных знаний, так как она затрагивает глубинные вопросы существования человека в окружающем мире. На протяжении тысячелетий астрономия шагала в ногу с философией и религией, информацией, почерпнутой из наблюдений звёздного неба, питала внутренний мир человека, его религиозные представления об окружающем мире. Во всех древних философских школах астрономия занимала ведущее место. Так как астрономия не затрагивала непосредственно условия жизни и деятельности человека, то потребность в ней возникала на более высоком уровне умственного и духовного развития человека, и поэтому, она была доступна пониманию узкого круга образованных людей.

 Всё современное естествознание: физика, математика, география и другие науки - питалось и развивалось благодаря развитию астрономии. Исходя из вышесказанного, нами была разработана Программа «Академия занимательной науки» (астрономия), которая в первую очередь направлена на: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации через познание астрономии, его личностного развития, развитие инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

Цель программы: поддержка разнообразия детства, формирование у детей целостной картины мира, представлений о космосе и Солнечной системе через познавательно-исследовательскую деятельность, художественно-эстетическое и речевое развитие, способствующие формированию существенных условий для социализации каждого ребенка и полноценного развития личности. 

Задачи программы:

 - сформировать у детей представление об астрономии как науке, изучающей Вселенную, о профессиях людей, связанных с созданием этой науки и с космосом;

-  сформировать общее представление о Вселенной, о Солнце как самой близкой к нам звезде, его признаках (форма, размер, польза для всего живого);

-  познакомить со сведениями о звездах, их составе, о появлении (рождении) звезд, их названий, а также с  понятиями «созвездия»;

- дать представление о назначении карты звездного неба, особенностях расположения звезд на карте, разной степени отдаленности звезд, дать информацию о Млечном пути;  

 - расширить  представление о планетах Солнечной системы, о Луне как спутнике Земли;

- познакомить с работой по освоению космоса, профессией космонавта;

 - развивать познавательный интерес, любознательность, наблюдательность, системное мышление в практической деятельности, а также интерес к самостоятельной практической деятельности;

- содействовать развитию чувства эмпатии ко всему живому, чувство долга по отношению к своей планете;

- обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от пола, нации и социального статуса;

 - создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром.

Отличительные особенности Программы:

  • Направленность на развитие личности ребенка. Приоритет Программы - воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его.
  • Нацеленность на дальнейшее образование. Программа нацелена на развитие в детях познавательного интереса, стремления к получению знаний Астрономии, положительной мотивации к дальнейшему обучению в течение всей последующей жизни (в школе, институте и др.); понимание того, что всем людям необходимо получать образование.Формирование отношения к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей.
  • Направленность на учет индивидуальных особенностей ребенка. Программа направлена на обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, что достигается за счет учета индивидуальных особенностей детей как в вопросах организации жизнедеятельности, так и формах и способах взаимодействия с ребенком (проявление уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональным состояниям, поддержка его чувства собственного достоинства и т. д.).
  • Технологичность Программы. Большим преимуществом Программы является ее технологичность и успешность применения в массовой практике. Программа может быть реализована педагогами, имеющими соответствующую государственным требованиям квалификацию, на существующей у дошкольной организации материально-технической базе, при условии соответствия ее действующим государственным стандартам и требованиям.

Программа предназначена для детей от 3 до 7 лет и рассчитана на четыре года обучения.

Основной формой занятий является: организованная образовательная деятельность, совместная деятельность взрослого и детей и самостоятельная деятельность дошкольников.

Познавательно - исследовательская деятельность проводятся один раз в неделю во второй младшей, средней, старшей и подготовительной группах в соответствии с учебным планом и требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13.

Форма проведения занятий:  индивидуальные, групповые, подгрупповые.           

Продолжительность занятий:

  • во второй младшей группе - 15 минут;
  • в средней группе – 20 минут;
  • в старшей группе - 25 минут;
  • в подготовительной к школе группе – 30 минут. 

При работе с детьми используем системно – деятельностный подход. Для решения задач направленных на развитие и образование ребенка (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие) мы используем следующие образовательные технологии:  

  • здоровьесберегающие технологии;
  • технологии предметно – развивающей среды;
  • технология «Ситуация» (системно-деятельностный подход);
  • технология интегрированного обучения;  
  • личностно-ориентированные технологии;
  • проектная деятельность;
  • информационно-коммуникационные технологии; 
  • игровые технологии;
  • технология исследовательской деятельности. 

Ожидаемые результаты освоения программы.

            В результате освоения данной программы каждый  ребенок овладеет следующими компетенциями:

  • интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы;
  • обладает элементарными представлениями из области астрономии, живой природы, естествознания;
  • задает вопросы взрослому, любит экспериментировать;
  • способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности), в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому;
  • принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;
  • способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой создание проблемно-поисковых ситуаций организуемых педагогом, дидактических игр и упражнений, наблюдение за активностью ребенка в игровой деятельности, ООД, анализ продуктов детской деятельности и использование индивидуальных бесед.

Вопросы.

– Как называется планета, на которой мы живем?

– Как называется ближайшая к нам звезда?

– Что такое солнечная система?

– Какие планеты солнечной системы ты знаешь?

– Как называется спутник Земли?

– Какие созвездия нашего неба ты знаешь?

– Кто был первым космонавтом Земли?

– Когда впервые человек полетел в космос?

– Каких российских космонавтов ты знаешь?

Данные о результатах мониторинга освоения программы заносятся в специальную карту-схему.

 

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы.

 

Вторая младшая группа.

Режим занятий: 2 раза в неделю.

 

Перечень тем

Количество занятий

1

«Мы живем на планете – Земля».

2

2

«Что нас греет?»

2

3

«Солнышко яркое». «Почему мы любим Солнце?»

2

4

«Если спрятать солнышко».

2

5

«Будем космонавтами».  

2

6

«Полет в космос».

2

7

«А какое оно, Солнце?».

2

8

«Солнечные зайчики».

1

9

«Зачем на Земле светит Солнце?»

2

10

«Мы пойдем по млечному пути».

2

11

«Ночной звездопад».

2

12

«Моя звезда».

2

13

«Яркость звезд».

2

14

«Планеты».

2

15

 «Полет человека на планету Марс».

2

16

 «Какие планеты нас окружают».

2

17

«Чем Луна отличается от Солнца?»

2

18

«Почему Луна бывает разная?»

2

19

«Прогулки по Луне»

2

20

«Холодно или жарко на Луне?»

1

21

«Мультипликационные герои на Луне»

2

22

«Космическая ракета»

4

23

«Подготовка к сказочному полёту».

2

24

«Я будущий космонавт!»

2

25

«Мир, в котором живут звёзды».

2

26

Экскурсия в «планетарий» (заочная).

2

27

«Самые большие и самые маленькие звёзды»

2

28

«День Космонавтики».

4

29

Выставка рисунков «Я – космонавт!» 

4

30

«Космодром»

2

31

«Создаём космодром».

8

 

ИТОГО в год.

72

 

Средняя группа.

Режим занятий: 2 раза в неделю.

 

Перечень тем

Количество занятий

1

«Представление о Земле и небесах». 

 

2

2

«Земля – наш дом во Вселенной». «Глобус»

4

3

«Сборы в путешествие – полет в космос»

2

4

«Тысяча звезд»

2

5

«Будем космонавтами»  

2

6

«Полет в космос».

2

7

«А какое оно, Солнце?»

2

8

«Солнечные зайчики»

1

9

«Зачем на Земле светит Солнце?».

2

10

«Мы пойдем по млечному пути».

2

11

«Ночной звездопад»

2

12

«Моя звезда»

2

13

«Яркость звезд».

2

14

«Планеты».

4

15

«Полет человека на планету Марс».

2

16

«Какие планеты нас окружают. Солнечная система»

2

17

«Чем Луна отличается от Солнца?»

1

18

«Почему Луна бывает разная?»

1

19

«Прогулки по Луне»

2

20

«Холодно или жарко на Луне?»

1

21

«Мультипликационные герои на Луне»

2

22

«Космическая ракета»

4

23

Подготовка к сказочному полёту

2

24

«Я будущий космонавт!»

4

25

«Мир, в котором живут звёзды»

2

26

«Экскурсия в «планетарий» (заочная).

2

27

«Самые большие и самые маленькие звёзды»

2

28

«День Космонавтики».

4

29

Подготовка к выставке рисунков «Я – космонавт!»

2

30

 «Космодром».

2

31

«Создаем космодром».

6

 

ИТОГО в год.

72

 

Старшая группа.

Режим занятий: 2 разa в неделю.

 

Перечень тем

Количество занятий

1

Вводное занятие «Что изучает Астрономия как наука» «Строение телескопа»

 

2

2

«Почему мерцают звезды».

2

3

«Проксима Центавра».

1

4

«Из чего сделаны кометы».

2

5

«Многоступенчатая ракета» 

4

6

«Космодром»

4

7

«Почему Солнце вращается. Форма Солнца».

2

8

«Строение Луны. Лунные моря».

2

9

«Атмосферы планет. Почему звезды горят».

2

10

«Млечный путь»

2

11

«Ночной звездопад».

2

12

«Строение Солнца».

2

13

«Яркость звезд.  Звезда Сириус».

2

14

«Планета Марс. Жизнь на планете Марс».

2

15

«Полет человека на Марс»

1

16

«Солнечная система. Самые красивые планеты».

2

17

«Планета Меркурий».

2

18

«Планета Венера».

2

19

«Планета Юпитер».

2

20

«Строение Урана»

2

21

«Планета Нептун».

2

22

«Плутон - девятая планета Солнечной системы».

2

23

«Искусственные спутники планет».

2

24

«9 марта - День рождения Ю. Гагарина».

2

25

«Загадки тунгусского метеорита».

2

26

«Ночь красной луны».

2

27

«Положение Полярной звезды»

2

28

«12 Апреля «День космонавтики». 

4

29

«Звезды красные гиганты».

2

30

«Магнитная буря».

2

31

«Вспышки на Солнце»

2

32

«Планеты вне солнечной системы».

2

33

«Как дают имена звездам». 

2

34

 «Белые карлики». 

2

 

ИТОГО в год.

72

 

 

 

Подготовительная группа.

Режим занятий: 2 раза в неделю.

 

Перечень тем

Количество занятий

1

Вводное занятие «Астрономия – наука изучающая Вселенную».

1

2

«Падение болидов».

2

3

«Солнечное затмение».

2

4

«Образование звезд».

2

5

«Какого цвета Луна». Новый год в космосе»

2

6

«Черные Дыры» 

2

7

«Вселенная».

2

8

«Имена созвездий. Астеризм». 

2

9

«Чем питаются космонавты».

2

10

«Туманности и галактики. Спутник Юпитер Ганимед». 

2

11

«Характеристика астероида».

2

12

«Виды галактик».

2

13

«Местная группа галактик».

2

14

«Голоса галактик. Радиогалактики». 

2

15

«Скопления  галактик».

2

16

«Планеты. Планета Седна»

2

17

«Перегрузка космонавтов  при старте». 

3

18

«Большая и Малая Медведица».

2

19

«Музыка космоса».

2

20

«Фазы луны. Парады планет».

2

21

«Вращение небесных тел».

2

22

«Как распознать метеорит».

2

23

«Цвета звезд и созвездий».

2

24

«Как выбрать  планету для заселения».

4

25

«Дни весеннего и осеннего равноденствия». 

2

26

«Почему небо голубое, а облака белые».  

2

27

«Почему ракеты лучше не раскрашивать». 

2

28

«День космонавтики».  

2

29

«Зачем в космосе телескоп».  

2

30

«Звездный ветер»

2

31

«Большой астероид».

2

32

«Сколько весит Земля».  

2

33

«Полет собак в космос».

2

34

«Космическая биология».

 

4

 

ИТОГО в год.

72

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы дополнительного образования детей.

 

Содержание данной программы реализуется в следующих трех блоках педагогического процесса:

  • организованная-образовательная деятельность по образовательной области «Познавательное развитие» по формированию целостной картины мира с применением опытов по определенной теме;
  • совместная деятельность взрослого и детей: опыты, трудовая и игровая деятельность и др.;
  • свободная самостоятельная деятельность детей.

 

Вторая младшая группа (3-4 лет)

Сентябрь 

  1. «Мы живем на планете – Земля». Формировать элементарное представление о небесных телах»
  2. «Что нас греет?» Расширить знания детей о Солнце.
  3. «Солнышко яркое». «Почему мы любим Солнце?» Продолжаем расширять знания детей о Солнце.
  4. «Если спрятать солнышко». Продолжаем знакомить детей с понятием «Солнце»  

 

Октябрь

  1. «Будем космонавтами». Познакомить детей с профессией космонавт. Формировать умение внимательно слушать музыку, менять движение в соответствии с ее характером, развивать у детей творческое воображение.
  2. «Полет в космос». Формировать умение выразительно передавать движения, характер образа.
  3. «А какое оно, Солнце?». Формировать представление детей о Солнце
  4. «Солнечные зайчики». Расширить представление детей о Солнце. Прививать интерес к экспериментированию.

 

Ноябрь

  1. «Зачем на Земле светит Солнце?» Продолжаем расширять знания детей о Солнце. Сформировать представление о значимости Солнца на Земле.
  2. «Мы пойдем по млечному пути». Дать первичные представления о Млечном пути – светящееся полоса, пересекающая звездное небо. Развить познавательные умения.
  3. «Ночной звездопад». Расширить знание детей о звездах. Рассказать детям о том, что звезды во много раз больше нашей планеты
  4. «Моя звезда». Развивать творческие способности.

 

Декабрь

  1. «Яркость звезд». Развить познавательные умения.
  2. «Планеты». Дать первичные представления о планетах. Развивать интерес к Астрономии как науке.
  3. «Полет человека на планету Марс». Продолжаем расширять знания детей о космосе. Познакомить с планетой Марс
  4. «Какие планеты нас окружают». Объяснить, что мы живем на планете Земля, и нас окружает много разных планет. Развивать внимание, память.

 

 

Январь

  1. «Чем Луна отличается от Солнца?» Рассказать детям, что Солнце - это звезда, центр солнечной системы, а Луна - это естественный спутник земли, лунная орбита проходит вокруг нашей планеты.
  2. «Почему Луна бывает разная?» Рассказать детям о том, что Луна вращается вокруг Земли, Земля вращается вокруг своей оси. Солнце освещает Землю и Луну и в зависимости от того, как падают солнечные лучи так видно какую-то часть лунного диска

 

Февраль

  1. «Прогулки по Луне» Рассмотреть макет Луны с разных сторон.
  2. «Холодно или жарко на Луне?» Расширить знания детей о Луне.
  3. «Мультипликацио нные герои на Луне» Познакомить детей с мультфильмом «Незнайка на Луне»
  4. «Космическая ракета» Развивать конструктивные навыки, творческое мышление.

 

Март

  1. «Подготовка к сказочному полёту». Продолжаем развивать творческое мышление и игровые умения.
  2. «Я будущий космонавт!» Прививать любовь и уважение к деятельности космонавтов. 3.  «Мир, в котором живут звёзды». Расширить знания детей о звездах. 
  3. Экскурсия в «планетарий» (заочная). Познакомить детей с планетарием

 

Апрель

  1. «Самые большие и самые маленькие звёзды» Расширить знания детей о звездах.   Рассказать, что существуют звезды разной величины.
  2. «День Космонавтики». Познакомить детей с праздником «День Космонавтики».
  3. Подготовка к выставке рисунков «Я – космонавт!»  Развивать творческие способности, прививать уважение к деятельности космонавтов. Воспитывать любознательность и чувство гордости за героев космоса.
  4. «Космодром» Сформировать у детей первичное представление, о космодроме.

 

Май

1-4.  «Создаем космодром». Продолжаем формировать у детей о первичное представление, о космодроме как о территории, на которой размещается комплекс сооружений, предназначенный для запуска космических аппаратов в космос. Развиваем конструктивные и игровые навыки.

 

Средняя группа (4-5 лет)

Сентябрь 

  1. «Представление о Земле и небесах». Расширить  представления детей о земле и небесах. Создать модель маленького участка земной поверхности.
  2. «Земля – наш дом во Вселенной». «Глобус» Сформировать представление у детей о «космосе», «космическом пространстве». Объяснить, что представляет собой Солнечная система. Ввести понятие «Вселенная». Познакомить детей с глобусом
  3. «Сборы в путешествие – полет в космос» Рассказать о том, как люди мечтали и мечтают покорить космос и как эти мечты воплощаются в реальность.
  4. «Тысяча звезд» Формировать умение координировать совместные действия, развивать образное мышление дошкольников.

 

Октябрь

  1. «Будем космонавтами» Познакомить детей с профессией космонавт. Формировать умение внимательно слушать музыку, менять движение в соответствии с ее характером, развивать у детей творческое воображение.
  2. «Полет в космос». Формировать умение выразительно передавать движения, характер образа.
  3. «А какое оно, Солнце?» Формировать представление детей о Солнце.
  4. «Солнечные зайчики» Расширить представление детей о Солнце. Прививать интерес к экспериментированию.

 

Ноябрь

  1. «Зачем на Земле светит Солнце?». Продолжаем расширять знания детей о Солнце. Сформировать устойчивое представление о значимости Солнца на Земле
  2. «Мы пойдем по млечному пути». Дать первичные представления о Млечном пути – светящееся полоса, пересекающая звездное небо. Развить познавательные умения
  3. «Ночной звездопад» Расширить знание детей о звездах. Рассказать детям о том, что звезды во много раз больше нашей планеты.
  4. «Моя звезда» Развивать творческие способности.

 

Декабрь

  1. «Яркость звезд».Развить познавательные умения.
  2. «Планеты». Дать первичные представления о планетах. Развивать интерес к Астрономии как науке.
  3. «Полет человека на планету Марс». Продолжаем расширять знания детей о космосе. Познакомить с планетой Марс.
  4. «Какие планеты нас окружают. Солнечная система» Объяснить, что представляет собой Солнечная система, познакомить с простейшими характеристиками планет солнечной системы. Развивать внимание, память

 

Январь

  1. «Чем Луна отличается от Солнца?» Рассказать детям, что Солнце это звезда, центр солнечной системы, а Луна - это естественный спутник земли, лунная орбита проходит вокруг нашей планеты.
  2. «Почему Луна бывает разная?» Рассказать детям о том, что Луна вращается вокруг Земли, Земля вращается вокруг своей оси. Солнце освещает Землю и Луну и в зависимости от того, как падают солнечные лучи так видно какую-то часть лунного диска

 

Февраль

  1. «Прогулки по Луне» Рассмотреть макет Луны с разных сторон.
  2. «Холодно или жарко на Луне?» Расширить знания детей о Луне. Дать представление детям о температуре на Луне (она может быть низкой и высокой).
  3. «Мультипликационные герои на Луне» Познакомить детей с мультфильмом «Незнайка на Луне»
  4. «Космическая ракета» Развивать конструктивные навыки, творческое мышление.

 

Март

  1. Подготовка к сказочному полёту Продолжаем развивать творческое мышление и игровые умения.
  2. «Я будущий космонавт!» Прививать любовь и уважение к деятельности космонавтов. 3.  «Мир, в котором живут звёзды» Расширить знания детей о звездах.
  3. «Экскурсия в «планетарий» (заочная). Познакомить детей с планетарием.

 

Апрель

  1. «Самые большие и самые маленькие звёзды» Расширить знания детей о звездах.   Рассказать, что существуют звезды разной величины.
  2. «День Космонавтики». Закрепить знания детей о том, что 12 апреля - День космонавтики. Рассказать детям о Ю.А. Гагарине и других героях космоса. Воспитывать любознательность и чувство гордости за героев космоса.
  3. Подготовка к выставке рисунков «Я – космонавт!» Развивать творческие способности, прививать уважение к деятельности космонавтов. Воспитывать любознательность и чувство гордости за героев космоса.
  4. «Космодром». Сформировать у детей о первичное представление, о космодроме как о территории, на которой размещается комплекс сооружений, предназначенный для запуска космических аппаратов в космос.

 

Май

1-5. «Создаем космодром». Продолжаем формировать у детей о первичное представление, о космодроме как о территории, на которой размещается комплекс сооружений, предназначенный для запуска космических аппаратов в космос. Развиваем конструктивные и игровые навыки.

 

Старшая группа (5-6 лет)

Сентябрь 

  1. Вводное занятие «Что изучает Астрономия как наука» «Строение телескопа»

Расширить знания детей об астрономии как науке, которая изучает Вселенную и расположение,  движение,  строение,  происхождение и развитие небесных тел и образованных ими систем. Расширить знания детей о том, что астрономия изучает планеты Солнечной системы и их спутники. Астероиды, кометы, метеориты,  чёрные дыры, туманности, галактики и их скопления,  квазары  и многое  другое. Познакомить детей с телескопом.  Сформировать интерес к изучению Астрономии.

  1. «Почему мерцают звезды». Расширить знания детей о звездах. Рассказать детям, что сами по себе звёзды не мерцают. Это впечатление создается у земных наблюдателей, когда они воспринимают свет звезды после того, как он прошел через атмосферу. Это непременное условие мерцания. Познакомить детей с персонажем – звездочет. Сформировать интерес к изучению Астрономии.
  2. «Проксима Центавра». Познакомить детей со значением слова «проксима». Рассказать о том, что звезда Проксима Центавра – самая ближайшая звезда к земле (кроме Солнца). Познакомить детей со световым годом. Сформировать интерес к изучению Астрономии
  3. «Из чего сделаны кометы». Формировать представление о небольших небесных телах - кометах. Способствовать развитию познавательной и исследовательской деятельности. Сформировать интерес к изучению Астрономии.

 

Октябрь

  1. «Многоступенчат ая ракета»

Познакомить детей с летательным аппаратом – многоступенчатой ракетой. Сформировать интерес к изучению Астрономии  

  1. «Космодром» Формировать у детей о космодроме как о территории, на которой размещается комплекс сооружений, предназначенный для запуска космических аппаратов в космос.
  2. «Почему Солнце вращается. Форма Солнца». Сформировать представление детей о вращении Земли вокруг своей оси, поворачиваясь сначала к солнцу, а потом от солнца. Прививать любовь к изучению Астрономии.
  3. «Строение Луны. Лунные моря». Расширить знания детей о Луне — естественном спутнике  Земли, второй по яркости объект на земном небосводе после Солнца и пятый по величине естественный спутник планеты Солнечной системы.   

 

Ноябрь

  1. «Атмосферы планет. Почему звезды горят». Познакомить детей с понятием «атмосфера». Рассказать детям о том, что атмосфера - это газовая оболочка Земли. Расширить знания о Луне.
  2. «Млечный путь» Дать первичные представления о Млечном пути – светящееся полоса, пересекающая звездное небо. Развить познавательные умения.
  3. «Ночной звездопад». Расширить знание детей о звездах. Познакомить с символикой некоторых созвездий, принятых астрономами с древнейших времен. Рассказать детям о том, что звезды во много раз больше нашей планеты.
  4. «Строение Солнца». Продолжаем расширять знания детей о Солнце. Обогатить словарный запас детей. Сформировать интерес к изучению Астрономии. Развивать перспективное видение основ построения объектов, учить создавать модель Солнца.

 

Декабрь

  1. «Яркость звезд. Звезда Сириус». Познакомить детей с самой яркой звездой – Сириус. Развить познавательные умения
  2. «Планета Марс. Жизнь на планете Марс». Дать первичные представления о планете Марс. Познакомить детей с «красной планетой». Развивать интерес к Астрономии как науке
  3. «Полет человека на Марс» Продолжаем расширять знания детей о планете Марс.
  4. «Солнечная система. Самые красивые планеты». Объяснить, что представляет собой Солнечная система, познакомить с простейшими характеристиками планет и тел солнечной системы. Рассказать детям, что вокруг солнца вращается 9 небесных тел: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран,  Нептун,  Плутон. Формировать умение с помощью взрослого создавать макет  Солнечной системы. Развивать внимание, память.

 

Январь

  1. «Планета Меркурий». Сформировать представление детей о планете Меркурий, как о самой близкой планете к Солнцу.
  2. «Планета Венера». Сформировать представление детей о планете Венера, как о второй внутренней планеты Солнечной системы.

 

 

 

Февраль

  1. «Планета Юпитер». Познакомить детей с пятой планетой Солнечной системы Юпитер. 2.  «Строение Урана» Сформировать представление детей о седьмой планете Уран.
  2. «Планета Нептун». Сформировать представление детей о восьмой и самой дальней планеты Солнечной системы.
  3. «Плутон - девятая планета Солнечной системы». Познакомить детей с планетой Плутон. Расширить знания детей о Солнечной системе.

 

Март

  1. «Искусственные спутники планет». Научить детей с помощью телескопа отличать искусственные спутники планет от небесных тел. Сформировать интерес к изучению Астрономии.
  2. «9 марта - День рождения Ю. Гагарина». Расширить знания детей о Герое космонавте Ю. Гагарине. Прививать любовь и уважение к деятельности космонавтов. Расширять представление о работе на орбите.
  3. «Загадки тунгусского метеорита». Рассказать детям о тунгусском метеорите. Почему называют «загадкой тунгусского метеорита»
  4. «Ночь красной луны». Рассказать детям, где и почему можно встретить большую красную луну. Расширять приобретенные ранее знания о Луне.

 

Апрель

  1. «Положение Полярной звезды» Расширить знания детей о Полярной звезде, находящиеся в созвездии Малой Медведицы.
  2. «12 Апреля «День космонавтики». Закрепить знания детей о том, что 12 апреля День космонавтики. Рассказать детям о Ю.А. Гагарине и других героях космоса. Воспитывать любознательность и чувство гордости за героев космоса.
  3. «Звезды красные гиганты». Дать представления о «красных гигантах», т.е. звездах с высокой светимостью.
  4. «Магнитная буря». Познакомить детей с понятием «магнитная буря» - влияние солнечной деятельности.

 

Май

  1. «Вспышки на Солнце» Расширить знания детей о Солнце и о солнечной вспышке - мощном взрывном процессе.
  2. «Планеты вне солнечной системы». Познакомить детей с понятием «экзопланеты». Сформировать интерес к изучению Астрономии.
  3. «Как дают имена звездам». Продолжаем расширять знания детей о звездах. Прививаем любовь к занятиям Астрономии.

4-5.  «Белые карлики».  Познакомить детей со звездами малой светимости и огромной массой.

 

 

Подготовительная к школе группа (6-7 лет)

Сентябрь 

  1. Вводное занятие «Астрономия – наука изучающая Вселенную». Расширить знания детей об астрономии как науке, которая изучает Вселенную и расположение, движение, строение,  происхождение и развитие небесных тел и образованных ими систем.
  2. «Падение болидов». Дать первичные знания и представления о метеорах, которые ярче планеты Венера.
  3. «Солнечное затмение». Познакомить детей с таким явлением как «солнечное затмение». Расширить знания о Солнце и Луне.
  4. «Образование звезд». Дать детям представление о процессе образования звезд. Процесс, в котором молекулярные облака увеличивают свою плотность, коллапсируют в плазменный шар, превращающийся в звезду.

 

Октябрь

  1. «Какого цвета Луна». Новый год в космосе» Закрепить знания о Луне. Расширить знания детей о космосе.
  2. «Черные Дыры» Расширить знания детей о космосе. Познакомить с областью в пространстве - чёрными дырами, которые  образуют сверхмощное притяжение.
  3. «Вселенная». Расширить знания детей о Вселенной. Прививать интерес к изучению Астрономии.
  4. «Имена созвездий. Астеризм». Формировать знания о том, что определенные скопления звезд называют созвездиями. Созвездиям давались имена животных, героев сказок и так далее. С помощью имён созвездий было проще запомнить расположение звёзд на небе. Астеризм — это группа звёзд, которую легко увидеть даже  невооружённым глазом на небе. Познакомить детей с созвездиями: Северный крест, Северная корона;  Лира; Дракон; Большая и Малая Медведицы; Орион; Лебедь; Кассиопея.

 

Ноябрь

  1. «Чем питаются космонавты». Решение логических задач. Расширение знаний детей о профессии «Космонавт». Познакомить с рационом питания космонавтов на орбите.
  2. «Туманности и галактики. Спутник Юпитер Ганимед». Познакомить детей со спутником Юпитера – Ганимед. Ганимед является самым крупным спутником в Солнечной системе.
  3. «Характеристика астероида». Познакомить детей с небесным телом Солнечной системы, которое движется по орбите вокруг Солнца – Астероидом. 
  4. «Виды галактик». Познакомить детей с галактиками (гигантскими скоплениями из звёзд).

 

Декабрь

  1. «Местная группа галактик». Познакомить детей с ближайшими галактиками, окружающих нашу звёздную систему.
  2. «Голоса галактик. Радиогалактики». Дать представление о звуках галактик. 
  3. «Скопления галактик». Расширить представление детей о скоплении галактик. 
  4. «Планеты. Планета Седна» Закрепить знания детей о планетах. Познакомить с карликовой планетой Седна.

 

Январь

  1. «Перегрузка космонавтов при старте».  Расширить знания детей о деятельности космонавтов. Рассказать о том, что при совершении космического полета космонавт подвергается воздействию ряда факторов: невесомость, перегрузки, шумы, вибрации, ограничение подвижности, изоляция, существование в замкнутом ограниченном пространстве и пр.
  2. «Большая и Малая Медведица». Закрепить понятие «созвездия» — узоры из звёзд. Расширить знания о созвездиях Большой и Малой Медведицы.  

 

Февраль

  1. «Музыка космоса». В передаче профессор знакомит зрителей с особенностями распространения звуков в космосе, даёт послушать «голоса» Сатурна, Юпитера, Кроме того, он рассказывает, откуда в космосе радиоволны, и, что такое тормозное радиоизлучение. Развивать интерес к исследовательской деятельности.
  2. «Фазы луны. Парады планет». Рассказать детям о параде планет, о лунных фазах, а также о том, почему из тоненького месяца Луна вырастает в полную и круглую.
  3. «Вращение небесных тел». Рассказать детям о том, что некоторые небесные тела могут вращаться частями и в разные стороны.
  4. «Как распознать метеорит». Расширить полученные знания детей о метеоритах, в чём разница между метеороидами и метеоритами, и как отличить настоящий метеорит от обычного земного камня. А также рассказать детям, почему на Земле нет следов падений астероидов.

 

Март

  1. «Цвета звезд и созвездий». Расширить представление о звездах и созвездиях, о том, почему бывают синие, жёлтые, красные и белые звёзды, а зелёных или сиреневых не бывает.
  2. «Как выбрать планету для заселения». Мотивировать детей на рассуждение. Закрепить умение работать в парах.
  3. «Дни весеннего и осеннего равноденствия». Познакомить детей с таким явление как равноденствие (астрономическое явление, когда центр Солнца в своём видимом движении поэклиптике пересекает небесный экватор.)
  4. «Почему небо голубое, а облака белые». Рассказать детям о прохождении света через атмосферу Земли, которая поглощает голубой й световой поток, поэтому мы видим небо голубым. Развиваем познавательную деятельность

 

Апрель

  1. «Почему ракеты лучше не раскрашивать». Расширить знания детей о ракетах. Закрепить понимание о значимости полетов в космос.
  2. «День космонавтики». Рассказать об истории освоения космоса, ярких сведениях биографии Циолковского, Королева, Гагарина. Воспитывать любознательность и чувство гордости за героев космоса.
  3. «Зачем в космосе телескоп». Закрепить знания о телескопе. Рассказать детям о том, что телескопы дают очень четкие изображения, потому что они летают на больших высотах  и, следовательно, находятся вне атмосферы. Рассказать о космическом телескопе – Хаббл. Развивать любознательность и любовь к космическому миру.
  4. «Звездный ветер» Расширить знания детей о звездном ветре. Отличие звёздного ветра от знакомого ветра, который гонит облака над нашей планетой. Рассказать детям о том, что звёздный ветер - это поток звёздного вещества, которое выбрасывается в окружающее пространство звёздами.

 

Май

  1. «Большой астероид». Познакомить детей с небесным телом Солнечной системы – астероидом
  2. «Сколько весит Земля». Расширить знания детей о планете Земля. Рассказать детям, что вес — это сила, с которой тело притягивается к земле. Развивать детскую любознательность, обогащать жизненный опыт детей действиями и средствами поисковой деятельности.
  3. «Полет собак в космос». Рассказать детям, почему первым состоялся полёт в космос собак (возможности полётов на космических ракетах живых существ).

4-5.  «Космическая биология». Рассказать детям о том, что выращивают на Международной космической станции.

 

 

Методическое обеспечение программы дополнительного образования.

 

Основной формой  детской деятельности являются  исследования, эксперименты, опыты. Дети с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное – они всё проделывают сами. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умение находить пути решения проблемных ситуаций.

 

 Формы работы с детьми:

  • «Игры-эксперименты» – это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребёнка – манипуляция с определенным предметом на основе сюжета.
  • «Игры-квесты» – заключаются в том, что ребёнок совершает прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия, обретая необходимый опыт деятельности.
  • Простейшие поисковые и проблемные ситуации для дошкольников – основное действие – отгадывание и поиск. Всякая проблема и поиск для ребёнка сопровождаются словами – «найди» и «угадай».
  • Игры с моделированием – моделирование предполагает замещение одних объектов другими (реальных – условными).
  • Проблемная ситуация – это форма совместной деятельности педагога и детей, в которой дети решают ту или иную проблему, а педагог направляет детей на решение проблемы, помогает приобрести новый опыт, активизирует детскую самостоятельность. 

Формы организации образовательного процесса:  фронтальный, групповой, микрогрупповой, индивидуальный.

 

Приемы и методы организации образовательного процесса.

При реализации программы применяются  исследовательские методы обучения:

- Репродуктивные методы: объяснительно-иллюстративный (сообщение педагогом готовой информации разными средствами: показ, объяснение, просмотр учебных кинофильмов и мультфильмов, беседы познавательного характера, наблюдение) и репродуктивный (создание педагогом условий для формирования умений и навыков путем упражнений: проведение простых опытов и экспериментов).

- Продуктивные методы: частично-поисковый или эвристический (дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, каждая из которых шаг на пути решения проблемы) и исследовательский (путь к знанию через собственных, творческий поиск).

Методика работы с воспитанниками строится в направлении личностноориентированного взаимодействия с ребенком. Делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность дошкольников. Педагогические мероприятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей.

 

Условия реализации программы

 

Характеристика педагогических кадров, участвующих в реализации программы

 

При создании условий успешной реализации дополнительной образовательной программы необходимо, чтобы его руководители ориентировались на важнейшие требования:

- необходимость получения реального результата обучения, определенного программой;

- учет индивидуальности ребенка, его эмоциональное благополучие и интерес к занятиям; 

- желание посещать образовательное учреждение, а в будущем - школу.

Организация процесса реализации дополнительной образовательной программы  должна подчиняться определенным педагогическим требованиям, учет которых будет способствовать более эффективному достижению поставленных целей, а также созданию благополучного эмоционально-психологического климата в детском коллективе.

 В зоне особого внимания педагога должен быть учет психологических особенностей и возможностей детей.

Это проявляется в следующем:

  1. Нельзя предъявлять детям требований, которые они не могут выполнить, так как это препятствует формированию положительной учебной мотивации ребенка: отношению к деятельности, интереса к ней, и как следствие этого - успешности обучения.
  2. Необходимо учитывать, что ведущей деятельностью этого периода развития ребенка является игровая и поэтому именно игра должна стать приоритетной формой организации и методом обучения.
  3. Следует создать условия для более разнообразного учебного и внеучебного общения детей. Потребность к общению со сверстниками, педагогами, родителями - именно в процессе этой деятельности происходит развитие многих коммуникативных умений.
  4. Педагог должен знать индивидуальные особенности каждого воспитанника и учитывать их в процессе обучения: темп деятельности, особенности внимания, памяти; отношения со сверстниками, индивидуальные эмоциональные проявления. Связи с данными условиями дополнительную образовательную программу реализуют следующие педагоги:

 

Должность

Количество сотрудников

1

Воспитатель

1

 

 

 

Материально-техническое обеспечение

 

      Для реализации дополнительной образовательной программы используется  помещение космической лаборатории с искусственным и естественным освещением, которое оснащено необходимой мебелью согласно профилю занятий, доской, ноутбуком, видеоаппаратурой, наглядными пособиями, укомплектовано медицинской аптечкой.

 

Развивающая предметно-пространственная среда

 

Предметно-пространственная развивающая образовательная среда в МДОУ создана  с учетом федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования обеспечивает условия для эффективного развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.  

Организация предметно - пространственной развивающей образовательной среды соответствует принципам ФГОС: содержательности и насыщенности, трансформируемости, полифункциональности,  вариативности,  доступности и безопасности.

Под насыщенностью среды подразумевается ее соответствие требованиям Программы.

Таким образом, предметно-пространственная среда в Программе «Академия занимательной науки» (астрономия) должна содержать материалы, позволяющие детям осуществлять основные культурные практики, доступные им в самостоятельной деятельности: игру (сюжетную и с правилами), продуктивную и познавательно-исследовательскую деятельность.

Со списком материалов и оборудования можно ознакомиться в Приложении. Принципиально важным для соблюдения такого требования, как насыщенность среды, является следование научно обоснованным критериям классификации и подбора материала, которые и лежат в основе данного перечня.

Обстановка мобильна, легкоизменяема. Безусловно, при организации предметно - развивающей пространственной  среды наши педагоги учитывают индивидуальные и возрастные  особенности развития, создают ситуацию выбора. Игровое оборудование яркое и привлекательное, периодически сменяется, чтобы поддерживать интерес у детей. Вариативность среды

Наполняемость содержания обстановки изменяется в соответствии с темами занятий.

Доступность и безопасность

Все игровые материалы, пособия находятся в свободном доступе  для детей. Есть свой порядок и внутренние правила использования того или иного материала или пособия.  Безопасность предметно-пространственной  среды: вся мебель изготовлена из безопасных сертифицированных материалов, дизайн мебели предусматривает отсутствие острых углов.

.

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование.

Вторая младшая группа.

 

Месяц

Название занятия

Задачи

Сентябрь

«Мы живем на планете – Земля».

 

 

 

Формировать элементарное представление о небесных телах»

 

«Что нас греет?»

 

Расширить знания детей о Солнце. 

 

«Солнышко яркое». «Почему мы любим Солнце?»

Продолжаем расширять знания детей о Солнце.

 

 

 

«Если спрятать солнышко».

Продолжаем знакомить детей с понятием «Солнце»  

Октябрь

«Будем космонавтами».  

Познакомить детей с профессией космонавт. Формировать умение внимательно слушать музыку, менять движение в соответствии с ее характером, развивать у детей творческое воображение.

 

 

«Полет в космос».

Формировать умение выразительно передавать движения, характер образа

 

«А какое оно, Солнце?».

Формировать представление детей о Солнце

 

«Солнечные зайчики».

Расширить представление детей о Солнце. Прививать интерес к экспериментированию.  

Ноябрь

«Зачем на Земле светит Солнце?»

Продолжаем расширять знания детей о Солнце. Сформировать представление о значимости Солнца на Земле.

 

«Мы пойдем по млечному пути».

Дать первичные представления о Млечном пути –  светящееся полоса, пересекающая звездное небо. Развить познавательные умения.

 

«Ночной звездопад».

Расширить знание детей о звездах. Рассказать детям о том, что звезды во много раз больше нашей планеты

 

«Моя звезда».

Развивать творческие способности.

Декабрь

«Яркость звезд».

Развить познавательные умения.

 

«Планеты».

Дать первичные представления о планетах. Развивать интерес к Астрономии как науке. 

 

 «Полет человека на планету Марс».

Продолжаем расширять знания детей о космосе. Познакомить с планетой Марс 

 

 «Какие планеты нас окружают».

Объяснить, что мы живем на планете Земля, и нас окружает много разных планет. Развивать внимание, память.

Январь

«Чем Луна отличается от Солнца?»

Рассказать детям, что Солнце это звезда, центр солнечной системы, а Луна -  это естественный спутник земли, лунная орбита проходит вокруг нашей планеты.

 

«Почему Луна бывает разная?»

Рассказать детям о том, что Луна вращается вокруг Земли, Земля вращается вокруг своей оси. Солнце освещает Землю и Луну и в зависимости от того, как падают солнечные лучи так видно какую-то часть лунного диска  

Февраль

«Прогулки по Луне»

Рассмотреть макет Луны с разных сторон. 

 

«Холодно или жарко на Луне?»

Расширить знания детей о Луне. Дать представление детям о температуре на Луне (она может быть низкой и высокой).

 

«Мультипликационные герои на Луне»

Познакомить детей с мультфильмом «Незнайка на Луне»

 

«Космическая ракета»

Развивать конструктивные навыки, творческое мышление.

Март

«Подготовка к сказочному полёту».

 

Продолжаем развивать творческое мышление и игровые умения.

 

«Я будущий космонавт!»

Прививать любовь и уважение к деятельности космонавтов

 

«Мир, в котором живут звёзды».

Расширить знания детей о звездах. 

 

Экскурсия в «планетарий» (заочная).

Познакомить детей с планетарием

Апрель

«Самые большие и самые маленькие звёзды»

Расширить знания детей о  звездах.   Рассказать, что существуют звезды разной величины.

 

«День Космонавтики».

Познакомить детей с праздником «День Космонавтики».

 

Подготовка к выставке рисунков «Я – космонавт!» 

Развивать творческие способности, прививать уважение к деятельности космонавтов. Воспитывать любознательность и чувство гордости за героев космоса.

 

«Космодром»

Сформировать у детей  первичное представление, о космодроме.

Май

«Создаём космодром».

 

Продолжаем формировать у детей о первичное представление, о космодроме как о территории, на которой размещается комплекс сооружений, предназначенный для запуска космических аппаратов в космос. Развиваем конструктивные и игровые навыки.

 

 

 Календарно-тематическое планирование.

Средняя группа.

 

Месяц

Название занятия

Задачи

Сентябрь

«Представление о Земле и небесах». 

 

Расширить  представления детей о земле и небесах. Создать модель маленького участка земной поверхности.

 

«Земля – наш дом во Вселенной». «Глобус»

Сформировать представление у детей о «космосе», «космическом пространстве». Объяснить, что представляет собой Солнечная система. Ввести понятие «Вселенная». Познакомить детей с глобусом

 

«Сборы в путешествие – полет в космос»

Рассказать о том, как люди мечтали и мечтают покорить космос и как эти мечты воплощаются в реальность.

 

«Тысяча звезд»

Формировать умение координировать совместные действия, развивать образное мышление дошкольников.

Октябрь

«Будем космонавтами»  

Познакомить детей с профессией космонавт. Формировать умение внимательно слушать музыку, менять движение в соответствии с ее характером, развивать у детей творческое воображение.

 

«Полет в космос».

Формировать умение выразительно передавать движения, характер образа.

 

«А какое оно, Солнце?»

Формировать представление детей о Солнце.

 

«Солнечные зайчики»

Расширить представление детей о Солнце. Прививать интерес к экспериментированию.

Ноябрь

«Зачем на Земле светит Солнце?».

Продолжаем расширять знания детей о Солнце. Сформировать устойчивое представление о значимости Солнца на Земле

 

«Мы пойдем по млечному пути».

Дать первичные представления о Млечном пути –  светящееся полоса, пересекающая звездное небо. Развить познавательные умения

 

«Ночной звездопад»

Расширить знание детей о звездах. Рассказать детям о том, что звезды во много раз больше нашей планеты.

 

«Моя звезда»

Развивать творческие способности.

Декабрь

«Яркость звезд».

Развить познавательные умения.

 

«Планеты».

Дать первичные представления о планетах. Развивать интерес к Астрономии как науке.

 

«Полет человека на планету Марс».

Продолжаем расширять знания детей о космосе. Познакомить с планетой Марс

 

«Какие планеты нас окружают. Солнечная система»

Объяснить, что представляет собой Солнечная система, познакомить с простейшими характеристиками планет солнечной системы. Развивать внимание, память

Январь

«Чем Луна отличается от Солнца?»

Рассказать детям, что Солнце это звезда, центр солнечной системы, а Луна -  это естественный спутник земли, лунная орбита проходит вокруг нашей планеты.

 

«Почему Луна бывает разная?»

Рассказать детям о том, что Луна вращается вокруг Земли, Земля вращается вокруг своей оси. Солнце освещает Землю и Луну и в зависимости от того, как падают солнечные лучи так видно какую-то часть лунного диска  

Февраль

«Прогулки по Луне»

Рассмотреть макет Луны с разных сторон. 

 

«Холодно или жарко на Луне?»

Расширить знания детей о Луне. Дать представление детям о температуре на Луне (она может быть низкой и высокой).

 

«Мультипликационные герои на Луне»

Познакомить детей с мультфильмом «Незнайка на Луне»

 

«Космическая ракета»

 

Развивать конструктивные навыки, творческое мышление.

Март

Подготовка к сказочному полёту

Продолжаем развивать творческое мышление и игровые умения.

 

«Я будущий космонавт!»

Прививать любовь и уважение к деятельности космонавтов

 

«Мир, в котором живут звёзды»

Расширить знания детей о звездах.

 

«Экскурсия в «планетарий» (заочная).

Познакомить детей с планетарием.

Апрель

«Самые большие и самые маленькие звёзды»

Расширить знания детей о  звездах.   Рассказать, что существуют звезды разной величины.

 

«День Космонавтики».

Закрепить знания детей о том, что 12 апреля - День космонавтики. Рассказать детям о Ю.А. Гагарине и других героях космоса. Воспитывать  любознательность и чувство гордости за героев космоса

 

Подготовка к выставке рисунков «Я – космонавт!»

  Развивать творческие способности, прививать уважение к деятельности космонавтов. Воспитывать любознательность и чувство гордости за героев космоса.

 

 «Космодром».

 

Сформировать у детей о первичное представление, о космодроме как о территории, на которой размещается комплекс сооружений, предназначенный для запуска космических аппаратов в космос.

Май

«Создаем космодром».

Продолжаем формировать у детей о первичное представление, о космодроме как о территории, на которой размещается комплекс сооружений, предназначенный для запуска космических аппаратов в космос. Развиваем конструктивные и игровые навыки.

 

 

Календарно-тематическое планирование.

Старшая группа.

 

Месяц

Название занятия

Задачи

Сентябрь

Вводное занятие «Что изучает Астрономия как наука» «Строение телескопа»

 

Расширить знания детей об астрономии как науке, которая изучает Вселенную и расположение,  движение,  строение,  происхождение и развитие небесных тел и образованных ими систем. Расширить знания детей о том, что астрономия изучает планеты Солнечной системы и их спутники. Астероиды, кометы, метеориты,  чёрные дыры, туманности, галактики и их скопления,  квазары  и многое  другое. Познакомить детей с телескопом.  Сформировать интерес к изучению Астрономии

 

«Почему мерцают звезды».

Расширить знания детей о звездах. Рассказать детям, что сами по себе звёзды не мерцают. Это впечатление создается у земных наблюдателей, когда они воспринимают свет звезды после того, как он прошел через атмосферу. Это непременное условие мерцания. Познакомить детей с персонажем – звездочет. Сформировать интерес к изучению Астрономии.  

 

«Проксима Центавра».

Познакомить детей со значением слова «проксима». Рассказать о том, что звезда Проксима Центавра – самая ближайшая звезда к земле (кроме Солнца). Познакомить детей со световым годом. Сформировать интерес к изучению Астрономии

 

«Из чего сделаны кометы».

Формировать представление о небольших небесных телах - кометах. Способствовать развитию познавательной и исследовательской деятельности. Сформировать интерес к изучению Астрономии.  

Октябрь

«Многоступенчат ая ракета» 

 

Познакомить детей с летательным аппаратом – многоступенчатой ракетой. Сформировать интерес к изучению Астрономии  

 

«Космодром»

Формировать у детей о космодроме как о территории, на которой размещается комплекс сооружений, предназначенный для запуска космических аппаратов в космос.

 

«Почему Солнце вращается. Форма Солнца».

Сформировать представление детей о вращении Земли вокруг своей оси, поворачиваясь сначала к солнцу, а потом от солнца. Прививать любовь к изучению Астрономии.

 

«Строение Луны. Лунные моря».

Расширить знания детей о Луне — естественном  спутнике  Земли, второй по яркости объект на земном небосводе после Солнца и пятый по величине естественный спутник планеты Солнечной системы.   

Ноябрь

«Атмосферы планет. Почему звезды горят».

Познакомить детей с понятием «атмосфера». Рассказать детям о том, что атмосфера - это газовая оболочка Земли. Расширить знания о Луне.

 

«Млечный путь»

Дать первичные представления о Млечном пути –  светящееся полоса, пересекающая звездное небо. Развить познавательные умения.

 

«Ночной звездопад».

Расширить знание детей о звездах. Познакомить с символикой некоторых созвездий, принятых астрономами с древнейших времен. Рассказать детям о том, что звезды во много раз больше нашей планеты.

 

«Строение Солнца».

Продолжаем расширять знания детей о Солнце. Обогатить словарный запас детей. Сформировать интерес к изучению Астрономии. Развивать перспективное видение основ построения объектов, учить создавать модель Солнца.

Декабрь

«Яркость звезд.  Звезда Сириус».

Познакомить детей с самой яркой звездой – Сириус. Развить познавательные умения

 

«Планета Марс. Жизнь на планете Марс».

Дать первичные представления о планете Марс. Познакомить детей с «красной планетой». Развивать интерес к Астрономии как науке

 

«Полет человека на Марс»

Продолжаем расширять знания детей о планете Марс.

 

«Солнечная система. Самые красивые планеты».

Объяснить, что представляет собой Солнечная система, познакомить с простейшими характеристиками планет и тел солнечной системы. Рассказать детям, что вокруг солнца вращается 9 небесных тел: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер,  Сатурн, Уран,  Нептун,  Плутон. Формировать умение с помощью взрослого создавать макет  Солнечной системы. Развивать внимание, память.

Январь

«Планета Меркурий».

Сформировать представление детей о планете Меркурий, как о самой близкой планете к Солнцу.

 

«Планета Венера».

Сформировать представление детей о планете Венера, как о второй внутренней планеты Солнечной системы.

Февраль

«Планета Юпитер».

Познакомить детей с пятой планетой Солнечной системы Юпитер. 

 

«Строение Урана»

Сформировать представление детей о седьмой планете Уран.

 

«Планета Нептун».

Сформировать представление детей о восьмой и самой дальней планеты Солнечной системы.

 

«Плутон - девятая планета Солнечной системы».

Познакомить детей с планетой Плутон. Расширить знания детей о Солнечной системе.

Март

«Искусственные спутники планет».

Научить детей с помощью телескопа отличать искусственные спутники планет от небесных тел. Сформировать интерес к изучению Астрономии.

 

«9 марта - День рождения Ю. Гагарина».

Расширить знания детей о Герое космонавте Ю. Гагарине. Прививать любовь и уважение к деятельности космонавтов. Расширять представление о работе на орбите.

 

«Загадки тунгусского метеорита».

Рассказать детям о тунгусском метеорите. Почему называют «загадкой тунгусского метеорита»

 

«Ночь красной луны».

Рассказать детям, где и почему можно встретить большую красную луну. Расширять приобретенные ранее знания о Луне.

Апрель

«Положение Полярной звезды»

Расширить знания детей о Полярной звезде, находящиеся в созвездии Малой Медведицы.

 

«12 Апреля «День космонавтики». 

Закрепить знания детей о том, что 12 апреля День космонавтики. Рассказать детям о Ю.А. Гагарине и других героях космоса. Воспитывать любознательность и чувство гордости за героев космоса.

 

«Звезды красные гиганты».

Дать представления о «красных гигантах», т.е. звездах с высокой светимостью.

 

«Магнитная буря».

Познакомить детей с понятием «магнитная буря» - влияние солнечной деятельности.

Май

«Вспышки на Солнце»

Расширить знания детей о Солнце и о солнечной вспышке - мощном взрывном процессе.

 

«Планеты вне солнечной системы».

Познакомить детей с понятием «экзопланеты». Сформировать интерес к изучению Астрономии.

 

«Как дают имена звездам». 

Продолжаем расширять знания детей о звездах. Прививаем любовь к занятиям Астрономии.

 

 «Белые карлики». 

 

 

Познакомить детей со звездами малой светимости и огромной массой.

 

 

Календарно-тематическое планирование.

Подготовительная группа.

 

Месяц

Название занятия

Задачи

Сентябрь

Вводное занятие «Астрономия – наука изучающая Вселенную».

Расширить знания детей об астрономии как науке, которая изучает Вселенную и расположение,  движение,  строение,  происхождение и развитие небесных тел и образованных ими систем.

 

«Падение болидов».

Дать первичные знания и представления о метеорах, которые ярче планеты Венера.

 

«Солнечное затмение».

Познакомить детей с таким явлением как «солнечное затмение». Расширить знания о Солнце и Луне.

 

«Образование звезд».

Дать детям представление о процессе образования звезд. Процесс, в котором молекулярные облака увеличивают свою плотность, коллапсируют в плазменный шар, превращающийся в звезду.

Октябрь

«Какого цвета Луна». Новый год в космосе»

Закрепить знания о Луне. Расширить знания детей о космосе. 

 

«Черные Дыры» 

Расширить знания детей о космосе. Познакомить с областью в пространстве - чёрными дырами, которые  образуют сверхмощное притяжение.

 

«Вселенная».

Расширить знания детей о Вселенной. Прививать интерес к изучению Астрономии.

 

«Имена созвездий. Астеризм». 

Формировать знания о том, что определенные скопления звезд называют созвездиями. Созвездиям давались имена животных, героев сказок и так далее. С помощью имён созвездий было проще запомнить расположение звёзд на небе. Астеризм — это группа звёзд, которую легко увидеть даже  невооружённым глазом на небе. Познакомить детей с созвездиями: Северный крест, Северная корона;  Лира; Дракон; Большая и Малая Медведицы; Орион; Лебедь; Кассиопея.

Ноябрь

«Чем питаются космонавты».

Решение логических задач.  Расширение знаний детей о профессии «Космонавт». Познакомить с рационом питания космонавтов на орбите.

 

«Туманности и галактики. Спутник Юпитер Ганимед». 

Познакомить детей со спутником Юпитера – Ганимед. Ганимед является самым крупным спутником в Солнечной системе.

 

«Характеристика астероида».

Познакомить детей с небесным телом Солнечной системы,  которое движется по орбите вокруг Солнца – Астероидом. 

 

«Виды галактик».

Познакомить детей с галактиками (гигантскими скоплениями из  звёзд).

Декабрь

«Местная группа галактик».

Познакомить детей с ближайшими галактиками, окружающих нашу звёздную систему.

 

«Голоса галактик. Радиогалактики». 

Дать представление о звуках галактик. 

 

«Скопления  галактик».

Расширить представление детей о скоплении галактик. 

 

«Планеты. Планета Седна»

Закрепить знания детей о планетах. Познакомить с карликовой планетой Седна.

Январь

«Перегрузка космонавтов  при старте». 

Расширить знания детей о деятельности космонавтов. Рассказать о том, что при совершении космического полета космонавт подвергается воздействию ряда факторов: невесомость, перегрузки, шумы, вибрации, ограничение подвижности, изоляция, существование в замкнутом ограниченном пространстве и пр.

 

«Большая и Малая Медведица».

Закрепить  понятие «созвездия» — узоры из звёзд. Расширить знания о созвездиях Большой и Малой Медведицы.  

Февраль

«Музыка космоса».

В передаче профессор знакомит зрителей с особенностями распространения звуков в космосе, даёт послушать «голоса» Сатурна, Юпитера, Кроме того, он рассказывает, откуда в космосе радиоволны, и, что такое тормозное радиоизлучение. Развивать интерес к исследовательской деятельности.

 

«Фазы луны. Парады планет».

Рассказать детям о параде планет, о лунных фазах, а также о том, почему из тоненького месяца Луна вырастает в полную и круглую.

 

«Вращение небесных тел».

Рассказать детям о том, что некоторые небесные тела могут вращаться частями и в разные стороны.

 

«Как распознать метеорит».

Расширить полученные знания детей о метеоритах, в чём разница между метеороидами и метеоритами, и как отличить настоящий метеорит от обычного земного камня. А также рассказать детям, почему на Земле нет следов падений астероидов.  

Март

«Цвета звезд и созвездий».

Расширить представление о звездах и созвездиях, о том, почему бывают синие, жёлтые, красные и белые звёзды, а зелёных или сиреневых не бывает.

 

«Как выбрать  планету для заселения».

Мотивировать детей на рассуждение. Закрепить умение работать в парах.

 

«Дни весеннего и осеннего равноденствия». 

Познакомить детей с таким явление как равноденствие (астрономическое явление, когда центр Солнца в своём видимом движении поэклиптике пересекает небесный экватор.)

 

«Почему небо голубое, а облака белые».  

Рассказать детям о прохождении света через атмосферу Земли, которая поглощает голубой й световой поток, поэтому мы видим небо голубым. Развиваем познавательную деятельность

Апрель

«Почему ракеты лучше не раскрашивать». 

Расширить знания детей о ракетах. Закрепить понимание о значимости полетов в космос.

 

«День космонавтики».  

Рассказать об истории освоения космоса, ярких сведениях биографии Циолковского, Королева, Гагарина. Воспитывать любознательность и чувство гордости за героев космоса.

 

«Зачем в космосе телескоп».  

Закрепить знания о телескопе. Рассказать детям о том, что телескопы дают очень четкие изображения, потому что они летают на больших высотах  и, следовательно, находятся вне атмосферы. Рассказать о космическом телескопе – Хаббл. Развивать любознательность и любовь к космическому миру.

 

«Звездный ветер»

Расширить знания детей о звездном ветре. Отличие звёздного ветра от знакомого ветра, который гонит облака над нашей планетой. Рассказать детям о том, что звёздный ветер - это поток звёздного вещества, которое выбрасывается в окружающее пространство звёздами.

Май

«Большой астероид».

Познакомить детей с небесным телом Солнечной системы  – астероидом

 

«Сколько весит Земля».  

Расширить знания детей о планете Земля. Рассказать детям, что вес — это сила, с которой тело притягивается к земле. Развивать детскую любознательность, обогащать жизненный опыт детей действиями и средствами поисковой деятельности.

 

«Полет собак в космос».

Рассказать детям, почему первым состоялся полёт в космос собак (возможности полётов на  космических ракетах живых существ).

 

«Космическая биология».

 

Рассказать детям о том, что выращивают на Международной космической станции.

 

 

Список литературы:

 

  1. О.А. Скоролупова Занятия с детьми старшего дошкольного возраст по теме «Покорение космоса». – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003». 2005.
  2. О.А. Скоролупова «Большое космическое путешествие» (игровая неделя) Москва, 2006г.
  3. Т.А. Шорыгина О космосе. – М.: Книголюб, 2005
  4. О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В. Дыбина (отв.-ред.). – М.: ТЦ Сфера, 2001.
  5. Л. Смирнова. Статья «Мини-планетарий» воспитателя ДОУ №56 Л. Смирновой, г. Северск, Тюменская обл./ж. Обруч – 1/2003
  6. В.В. Кухлинская Статьи «Проектный метод организации сюжетно-ролевых игр» заместителя директора МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Дальногорск Приморского края / ж. Педагогика ДОУ. 1/2009
  7. Н.В Нищаева. Беседа «Звезда, созвездия Большая Медведица, Полярная звезда»: из цикла занятий «Раз планета, два комета…»./ ж. Дошкольная педагогика // Июнь/2008
  8. Г.Я. Затулина Конспекты комплексных занятий по развитию речи (старшая группа). Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2007
  9. Н.А. Рыжова Программа экологического образования дошкольников «Наш дом – природа» блок «Солнце» Москва LINKA-PRESS 1998г.
  10. С.Н. Николаева Юный эколог: программа экологического воспитания дошкольников.М: Мозаика – синтез, 2002г.
  11. Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников, Москва, «ВАКО», 2007г.
  12. Е.П. Левитан Астрономия для умненьких детей, Москва «Белый город», 2005г.

 

 

 

 

Мы используем файлы cookies, которые сохраняются на вашем компьютере. Нажимая ОК, вы подтверждаете то, что вы проинформированы об использовании cookies на этом сайте. Подробнее о файлах cookie