Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №67 «Ивушка»

Адрес142103, Российская Федерация, Московская область, Городской округ Подольск, г.Подольск, Ул.Подольская, д.6а

Контакты администрации 8(496)7636755 sad-67ivushka@mail.ru

Дополнительная образовательная программа познавательной направленности "Мир открытий" (конструирование и техническое моделирование)

Titul_poogrammy.jpg

Пояснительная записка.

Работа по программе проводится в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации», с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и нормами СанПиНа 2.4.1.3049-13 от 30.07.2013 года.

Детское конструирование – это один из видов художественно-изобразительной деятельности, направленной на создание разнообразных построек из строительных наборов, конструкторов; изготовление поделок, игрушек, атрибутов для игр из бумаги, картона, природных, бросовых материалов. Детское конструирование в ходе исторического развития общества и его культуры вычленялось из конструктивной деятельности взрослого. Основное отличие состоит в том, что продукты конструктивной деятельности взрослого наукоёмкие, сложные по своему функциональному назначению, а результаты детского конструирования просты и лаконичны как по своей форме, так и по содержанию. Однако в деятельности взрослого и ребёнка есть одна общая характеристика. И в том и в другом случае конструкция имеет практическое назначение, а именно в мире взрослых она обеспечивает жизнедеятельность человека, а в мире ребёнка организует его игру как один из видов его деятельности. Игра часто сопровождает процесс конструирования, а выполненные детьми поделки используются в играх.

Конструирование и моделирование привлекательное для детей дошкольного возраста занятие. Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребёнка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер, что положительно влияет на социальное здоровье дошкольника.

Далеко не в каждой семье созданы все необходимые условия для развития творческой деятельности детей, поэтому нужны игры нового типа, игры моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта, способствующие формированию у детей коммуникативных навыков, установлению положительных межличностных отношений. Такими играми являются игры с кубиками, конструирование из синельной проволоки, игры с магнитным конструктором, конструкторами типа Лего, которые при всём своём разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.

Актуальность

Данная программа актуальна тем, что раскрывает для дошкольника мир техники. Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей. Конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

Новизна

Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность конструирования и моделирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей в кружке «Мир открытий» открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.

Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. Обучение по программе открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.

В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. 

Педагогическая целесообразность 

Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.

На занятиях кружка обучаемые познакомятся с основами конструирования и моделирования, занятия направлены на развитие творческих способностей и наглядно- образного мышления, развитие всех познавательных процессов, в том числе и мелкой моторики, способствуют формированию дружеских отношений в коллективе воспитанников; развивают уверенность в себе и своих учебных возможностях.

Рабочая программа технического моделирования и конструирования «Мир открытий» разработана в соответствии с введением в действие ФГОС ДО.

Цель программы: способствовать развитию познавательной активности детей дошкольного возраста средствами конструктивной деятельности через формирование представлений о существующих закономерностях, их упорядочивание, осмысление связей и зависимостей в окружающем мире.

Программа «Мир открытий» направлена на решение следующих задач:

1-ый и 2-ой год обучения (3-5 лет):

Образовательные:

  1. Познакомить с материалами для конструирования (природным, бросовым, строительным и бумагой).
  2. Познакомить с объёмными геометрическими формами (кирпич, шар, куб, цилиндр, конус, пирамида), входящими в состав строительных наборов или конструкторов.
  3. Учить размещать в пространстве различные геометрически тела.
  4. Учить выделять знакомые образы в постройках и поделках.
  5. Совершенствовать умение использовать различные приёмы и техники в процессе создания конструктивного образа.
  6. Учить подбирать адекватные способы соединения деталей конструктивного образа, делая их прочными и устойчивыми.
  7. Закреплять умение находить замену одних деталей другими.
  8. Совершенствовать умение сгибать бумагу различной плотности в различных направлениях.
  9. Учить работать по готовым чертежам.

Развивающие:

  1. Формировать чувство формы, пластике при создании построек и поделок.
  2. Совершенствовать умение планировать свою деятельность.
  3. Формировать чувство формы при создании элементарных построек и поделок.
  4. Развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.
  5. Способствовать развитию внимания, памяти.
  6. Формировать умение прикреплять детали поделки друг к другу.

Воспитательные:

  1. Вызвать интерес к конструированию и конструктивному творчеству.
  2. Воспитывать эстетическое отношение к произведениям архитектуры, дизайна, продуктам своей конструктивной деятельности и поделкам других.
  3. Воспитывать аккуратность при работе с различными материалами и инструментами. Совершенствовать навыки работы с ножницами.
  4. Воспитывать умение совместно работать коллективно.

3-ий год обучения (6 лет):

Образовательные:

  1. Совершенствовать умение работать с различными материалами для конструирования (природным, бросовым, строительным и бумагой), учитывая в процессе конструирования их свойства и выразительные возможности.
  2. Учить использовать различные типы композиции для создания объёмных конструкций.
  3. Продолжать учить составлять конструкцию по словесной инструкции, описанию, условиям, схемам.
  4. Учить самостоятельно преобразовывать материалы с целью изучения их свойств в процессе создания конструктивных образов.

Развивающие:

  1. Продолжать формировать чувство формы, пластике при создании построек и поделок.
  2. Продолжать развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение, внимания, памяти.

Воспитательные:

  1. Продолжать воспитывать эстетическое отношение к произведениям архитектуры, дизайна, продуктам своей конструктивной деятельности и поделкам других.
  2. Продолжать воспитывать аккуратность при работе с различными материалами и инструментами. Совершенствовать навыки работы с ножницами.
  3. Продолжать воспитывать умение совместно работать коллективно.

4-ий год обучения (7 лет):

Образовательные:

  1. Закреплять умение выделять, называть, классифицировать разные объёмные геометрические тела (брусок, шар, куб, цилиндр, конус, пирамида, призма, тетраэдр, октаэдр, многогранник) и архитектурные формы (купола, крыши, арки, колонны, двери, лестницы, окна, балконы), входящие в состав строительных наборов или конструкторов. Закреплять умение создавать сюжетные конструктивные образы.
  2. Закреплять умение сопоставлять геометрические формы друг с другом и объектами окружающей жизни.
  3. Закреплять умение выделять образ в различных геометрических телах.

Развивающие:

  1. Закреплять и расширять словарь ребёнка специальными понятиями: заменитель, структура.
  2. Закреплять умение использовать композиционные закономерности: масштаб, пропорция, пластика объёмов, фактура, динамика (статика) в процессе конструирования.

Воспитательные:

  1. Вызвать интерес к конструктивному экспериментированию.
  2. Продолжать воспитывать умение слышать словесные указания педагога, его инструкции, характеристики.
  3. Воспитывать умение видеть красоту в конструкциях и поделках.

Возраст обучающихся: дети 3-7 лет.

Срок реализации программы: четыре учебных года.

Направленность программы: 

Познавательное развитие.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:

Прямыми критериями оценки служат успешное усвоение воспитанниками программы по годам обучения, а также повышение их теоретических знаний и практических навыков конструирования и моделирования, проявление творчества. Косвенными критериями служат создание дружного коллектива воспитанников, инициативность и активность детей на занятиях.

  • ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;
  • ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства.Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
  • ребёнок обладает развитым воображением,которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;
  • творческие способности ребёнка также проявляются в том, что он умеет фантазировать вслух, может выражать свои мысли и желания;
  • у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью мастерить поделки из различных материалов и т. п.;
  • ребёнок способен к волевым усилиям, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело.

В конце первого и второго года обучения дети должны:

- знать и правильно подбирать материалы для конструирования;

- уметь различать геометрические фигуры;

- уметь находить замену одних деталей другими;

- уметь работать по готовым чертежам;

- уметь создавать элементарные постройки и поделки.

В конце третьего и четвёртого года обучения дети должны:

- уметь работать с различными материалами для конструирования

- уметь составлять конструкцию по словесной инструкции, описанию, условиям, схемам;

-научиться аккуратно работать с различными материалами и инструментами, в частности, с ножницами.

- уметь сопоставлять геометрические формы друг с другом и объектами окружающей жизни.

- уметь выделять образ в различных геометрических телах.

 

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы 1-го и 2-го года обучения.

п/п

Тема занятия

Количество занятий

1-й год обучения

Количество занятий 2-й год обучения

1

Вводное занятие

2

2

2

Конструирование из природных материалов

6

5

3

Конструирование из строительных наборов

10

11

4

Конструирование из бросового материала

4

3

5

Конструирование из бумаги и картона

4

3

6

Конструирование из конструктора

10

12

Итого

 

36 занятия

36 занятия

 

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы 3-го и 4-го года обучения.

п/п

Тема занятия

Количество занятий

3-й год обучения

Количество занятий 4-й год обучения

1

Вводное занятие

1

1

2

Конструирование из природных материалов

4

3

3

Конструирование из строительных наборов

8

7

4

Конструирование из бросового материала

3

3

5

Конструирование из бумаги и картона

3

3

6

Конструирование из конструктора

10

10

7

Конструирование по простейшим схемам и  чертежам

7

9

Итого

 

36 занятия

36 занятия

 

Дата публикации — 21 октября 2019

Мы используем файлы cookies, которые сохраняются на вашем компьютере. Нажимая ОК, вы подтверждаете то, что вы проинформированы об использовании cookies на этом сайте. Подробнее о файлах cookie